Плавание при плоскостопии у детей

Плавание и опорно-двигательный аппарат

Плавание при плоскостопии у детей
Плавание является эффективным средством, оказывающим положительное воздействие на весь организм. Плавание, пожалуй, лучший вид физической нагрузки для развития и тренировки опорно-двигательного аппарата.

Опорно-двигательная аппарат – единый комплекс структур, образующих каркас, придающий форму организму, дающий ему опору, обеспечивающий защиту внутренних органов и возможность передвижения в пространстве, а также движения отдельных частей тела.

Кроме того, опорно-двигательная система участвует в обеспечении жизненно важных процессов (минеральный обмен, кроветворение, кровообращение и другие).

Опорно-двигательный аппарат состоит из костей, суставов, связок, мышц и их нервных образований.

Гармоничное развитие мышц, красивая осанка, стройная фигура, хорошая гибкость, улучшение координации движений – всего этого помогают достичь регулярные занятия плаванием.
Нажмите, чтобы открыть большую схемк опорно-двигательного аппарата с подписями

Почему плавание оказывает положительное воздействие на опорно-двигательный аппарат

Плавание – особый вид физической нагрузки. Дело в том, что двигательная активность пловца осуществляется в водной среде, а ее свойства (плотность, вязкость, температура, давление, теплоемкость) отличны от свойств воздушной среды.

Плотность воды примерно в 800 раз превышает плотность воздуха. Следовательно, двигаться в водной среде труднее, скорость передвижения ниже, а энергозатраты при плавании больше. В то же время в антигравитационных условиях водной среды уменьшается статическое напряжение тела.

Особенностью плавания также является попеременное включение разных групп мышц, которое происходит в определенном ритме и строгой последовательности. Это обеспечивает срочный отдых одних мышц во время работы других.

Благодаря этому, плавание не перенапрягает мышечный аппарат и позволяет грамотно дозировать уровень физической нагрузки.

Тело плывущего человека находится в горизонтальном положении. Чтобы удержаться на поверхности воды и проплыть определенное расстояние, преодолевая лобовое сопротивление воды, пловцу приходится выполнять специфические движения, характерные только для плавания и не имеющие аналогов в других видах спорта.

В плавании задействованы все группы мышц, в том числе и те, укрепить которые на суше довольно сложно. Во время плавания пловец выполняет поочередные симметричные движения, то есть нагрузка на обе половины тела одинакова.

Чередование напряжения и расслабления разных мышц во время плавания увеличивает их силу и работоспособность, а равномерная работа мышц всего тела способствует формированию красивой гармоничной фигуры.

Теплопроводностью воды в 30 раз больше теплопроводности воздуха. В воде тело быстрее теряет тепло, чем на воздухе такой же температуры. Это требует от организма повышенных затрат энергии при выполнении даже легких физических нагрузок, так как нужна дополнительная энергия для согревания тела.

Температура в большинстве оздоровительных бассейнов 27-28 градусов. Находиться при такой температуре на улице или в помещении, при этом не осуществляя никакой физической деятельности, можно бесконечно. Попробуйте просто постоять в бассейне с водой такой температуры.

Среднестатистический человек через несколько минут начнет замерзать и с радостью покинет воду.

Плавание и осанка

Осанка – это привычное вертикальное положение тела в покое и при движении, регулируемое бессознательно на уровне рефлексов. Каждый человек имеет привычную и присущую только ему осанку.

Именно поэтому осанка ассоциируется с выправкой, манерой держать себя и даже с характером человека. Правильная осанка – это не только красиво, но и полезно для функционирования организма.

При правильном строении тела создаются более благоприятные условия для развития организма и работы внутренних органов. Красивая осанка добавляет человеку уверенности в своих собственных глазах и глазах окружающих.

Нормальной осанкой считается подтянутая осанка, когда все изгибы позвоночника умеренно выражены и направлены в естественном направлении. Голова держится прямо, плечи развернуты и слегка оттянуты назад, живот подобран, грудь выпуклая.

Нарушения осанки делятся на 2 группы: изменение физиологических изгибов в передне-задней (сагиттальной) плоскости и искривление позвоночника во фронтальной плоскости (сколиозы).

При нарушениях осанки в сагиттальной плоскости (то есть эти нарушения видны, если смотреть сбоку) происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника.

К сагиттальным нарушениям относятся круглая спина (сутулость), кругло-вогнутая спина (усилен грудной кифоз и поясничный лордоз), плоская спина (изгибы позвоночника сглажены), плоско-вогнутая спина (усилен поясничный лордоз).

Нормальная осанка – 1, кругло-вогнутая спина – 2, плоско-вогнутая спина – 3, плоская спина – 4, круглая спина – 5

Осанка является врожденным свойством человека, она определяется генотипом и конституцией человека.

Однако осанку можно усовершенствовать и в этом очень хорошо помогает плавание, ведь во время плавания:

  • уменьшается статическое напряжение тела, происходит естественная разгрузка позвоночника от давления на него веса тела;
  • укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета;
  • улучшается координация движений;
  • исчезает асимметрия в работе межпозвонковых мышц;
  • восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков;
  • формируется чувство правильной осанки.

Все эти условия способствуют правильному формированию позвоночника в детском возрасте и создают условия для корректировки и улучшения осанки у взрослых.

С помощью плавания и специальных упражнений корректируют сколиоз, искривление позвоночника во фронтальной плоскости, приобретаемое чаще всего в дошкольном и школьном возрасте из-за привычки сидеть в неправильной позе во время занятий. Плавание также является лучшим средством профилактики сколиоза.

Плавание и плоскостопие

Плоскостопие – это изменение формы стопы, характеризующееся опущением ее продольного (вдоль стопы по внутреннему ее краю) и поперечного (расположенный под основаниями пальцев) сводов.

Результатом плоскостопия является быстрое утомление при ходьбе, боли в с ступнях, коленях, бедрах и пояснице.

Активное движение ног в воде при плавании укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия.

При плоскостопии полезно использовать движение ногами стилем кроль, а для усиления воздействия на мышцы стопы – плавание кролем в ластах.

Плавание и мышцы

Вода создает большое сопротивление, поэтому для того, чтобы плыть, человек затрачивает значительные усилия. Регулярное плавание развивает силу, эластичность и выносливость мышц.

У пловца гармонично развиваются все группы мышц, так как нагрузка падает не только на крупные мышцы ног, рук, туловища и шеи, но и на большое количество мелких мышц. В тоже время плавание не приводит к гипертрофии мышц, потому что нагрузка при оздоровительном плавании носит аэробный характер.

Плавание формирует крепкий мышечный корсет, закрепляющий позвоночный столб в естественном прямом положении и формирует правильную осанку.

Работа мышц пловца в воде и на суше хорошо скоординирована, так как во время плавания просто необходима хорошая координация движений.

В отличие от многих других видов спорта плавание, благодаря нахождению в водной среде, не перегружает мышцы и суставы.

Плавание и фигура

Регулярное плавание является замечательным способом формирования гармоничной красивой фигуры с оптимальными пропорциями. Вода придает фигуре обтекаемые очертания, без выпячиваний и углов.

Проработка всех мышц делает тело сильным и стройным.Но плавание можно использовать и для коррекции фигуры. Популярно плавание с целью контроля веса и для похудения.

С помощью упражнений в воде можно направленно воздействовать на проблемные зоны.

Плавание и суставы

При любых способах плавания из-за отсутствия сдавливающей нагрузки все суставы (в том числе суставы позвоночника) действуют с высокой амплитудой в самых различных плоскостях. Это позволяет не только использовать свои природные возможности, но и расширить их, увеличить амплитуду движений.

Плавание помогает всем суставам долгие годы оставаться гибкими, особенно в шее, плечах, стопах и бедрах. Показатель суммарной гибкости в суставах пловцов значительно выше, чем у спортсменов других специализаций.

В случае, если подвижность суставов с годами уменьшилась, плавание поможет восстановить легкость и амплитуду движения гораздо проще и эффективнее, чем при выполнении упражнений на суше.

Плавание и кости

Доказано, что занятия плаванием укрепляют кости. Кроме того, плавая в открытом бассейне, человек подвергается воздействию солнца, что стимулирует образование витамина D, под влиянием которого усиливаются процессы кальциевого и фосфорного обмена, а это в свою очередь способствует правильному росту костей.

Плавание и травмы

При оздоровительном плавании травмы встречаются очень редко, гораздо реже, чем в “сухопутных” видах спорта. Ведь плавание не перегружает мышц и суставов.

Снизить вероятность травм еще больше помогает правильная техника плавания, следование советам тренера и соблюдение правил движения на дорожках бассейна.

У пловцов-профессионалов 55,6% всей патологий приходится на коленный, плечевой суставы и области поясницы.

Острые травмы составляют около 60% всех патологий, хронические заболевания опорно-двигательного аппарата – около 40%.

Воздействие плавания на опорно-двигательный аппарат людей разных возрастов

Плавание – один из самых доступных видов физической нагрузки. Плавание полезно для опорно-двигательного аппарата людям всех возрастов:

  1. В детском и юношеском возрасте организм активно растет и развивается, он наиболее податлив для благотворного воздействия плавания. Именно в этом возрасте благодаря плаванию проще всего заложить базис и сформировать красивую гармоничную фигуру, гибкие суставы, сильный мышечный корсет и правильную осанку. Подростки, занимающиеся плаванием, значительно опережают в росте и уровне физического развития своих, не занимающихся спортом сверстников.
  2. Во взрослом возрасте наиболее доступны изменениям поперечные размеры тела. Можно улучшить форму плеч, сделав их более широкими, уменьшить объем талии и бедер, укрепить все мышцы, похудеть. Результаты будут заметны уже через 3-6 месяцев регулярных занятий. Плавание используется в комплексе мер по борьбе с целлюлитом. Регулярное плавание улучшает общую физическую форму и работоспособность взрослого человека, делает фигуру более спортивной и подтянутой, улучшает осанку, повышает работоспособность и стрессоустойчивость.
  3. Плавание – одно из действенных средств в борьбе с физическими проявлениями старения. Люди в зрелом и пожилом возрасте, регулярно занимающиеся плаванием надолго сохраняют мышечный тонус и высокую подвижность в суставах, стройность и хорошую осанку. Сутулость, боль в пояснице и других отделах позвоночника, ограничение подвижности – это те проблемы, проявление которых в пожилом возрасте плавание делает менее ощутимым. Разумеется, чем раньше начать плавать, тем лучше для здоровья, тем эффективнее можно снизить возрастные проявления. Регулярно плавающие пожилые люди лучше себя чувствуют, не страдают бессонницей, более работоспособны по сравнению со сверстниками. Лишающими себя физической активности.

Итак, мы выяснили, что плавание благотворно действует на опорно-двигательный аппарат

Источник: http://plavaem.info/polza_plavanija_dlya_oporno_dvigatelnogo_apparata.php

Презентация:

Плавание при плоскостопии у детей

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

Плавание и профилактика плоскостопия. Составитель. Инструктор по плаванию Валиева Е.А. г. Верхний Тагил

2 слайдОписание слайда:

Актуальность проблемы плоскостопия   Плоскостопие встречается у 55-60% детей в возрасте до 6-7 лет, а в последние годы частота появления этой проблемы только возрастает. Многие родители обнаруживают плоскостопие у своих чад совершенно случайно, во время профилактического осмотра.

«Правильная» стопа формируется у ребенка к 5-6 годам, и только в этом возрасте можно точно сказать, имеются ли проблемы со стопами у вашего малыша. Почему лечение плоскостопия у детей нужно проводить вовремя и в обязательном порядке? Во всем мире здоровье подрастающего поколения вызывает серьезную тревогу.

Многочисленные научные исследования последних десятилетий констатируют наличие крайне неблагоприятных тенденций, характеризующих здоровье детей.

3 слайдОписание слайда:

Плоскостопие — довольно неприятный недуг, который, формируясь в раннем детстве, способен негативно сказаться на всей последующей жизни ребенка. При плоскостопии нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего появляются боли, а иногда и судороги в ногах.

Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки.

Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; походка их напряженная, неуклюжая.

4 слайдОписание слайда:

Анатомические особенности стопы Состояние стопы влияет на легкость при ходьбе, плавность передвижения и количество энергозатрат. Строение стопы позволяет сохранить опору и амортизацию во время ходьбы. Основную часть стопы составляет костная ткань, которая соединена суставами, мышцами и связками.

5 слайдОписание слайда:

Причины неправильного формирования стопы Перед тем как выработать методику для лечения и профилактики плоскостопия у детей, важно знать причину его возникновения. Как правило, врожденные изменения стоп наблюдаются крайне редко. Такие последствия являются результатом перенесенного рахита и ранними перегрузками организма.

Главными причинами развития плоскостопия у детей являются:  избыточный вес ребенка;  раннее начало ходьбы и становление ребенка на ноги;  наследственная предрасположенность;  травмы различного характера;  длительное хождение без обуви по гладкой и твердой поверхности;  неправильная обувь;  осложнения после полиомиелита и рахит;  усиленные физические нагрузки, не соответствующие возрасту малыша.

6 слайдОписание слайда:

Природно-оздоровительные профилактические мероприятия по предупреждению плоскостопия включают в себя хождение детей без обуви (босиком) по естественной поверхности (трава, грунт, песок, галька и т. д.), что позволяет выработать тактильную и функциональную способность стоп.

7 слайдОписание слайда:Гигиенические мероприятия предусматривают правильный выбор обуви для обеспечения анатомического положения стоп. Следует выбирать обувь только из натуральных материалов, чтобы обеспечить хороший воздухообмен.

Внутри обязательно должен быть супинатор, приподнимающий стопу с внутренней стороны, а подошва должна быть максимально гибкой. Необходимо выбирать обувь с небольшим каблуком (от 5 до 10 мм), чтобы защитить пяточную область от ушиба при ходьбе.

Размер обуви должен соответствовать размеру стопы ребенка.

8 слайдОписание слайда:

Связочно-мышечный аппарат развит слабо, и не полностью завершено окостенение, поэтому стопа легко подвергается деформации, вследствие которой развивается плоскостопие.

Плавание обеспечивает постепенно увеличивающуюся нагрузку на костно-мышечно-связочную систему ребёнка, которая со временем укрепляется, становится выносливой.

А разносторонняя спортивная нагрузка, в свою очередь, воспитывает привычную активную осанку, которая сохраняется ребёнком лишь при условии хорошей, постоянно поддерживаемой тренированности мышечной системы.

9 слайдОписание слайда:

Плавание способствует коррекции нарушения осанки в разгрузочном положении позвоночника, предупреждению плоскостопия. .

10 слайд 11 слайд 12 слайдОписание слайда:

Мягкие, ритмичные движения ног при плавании обеспечивают большую и разностороннюю нагрузку на нижние конечности. Тем самым создаются очень благоприятные условия для постепенного формирования и укрепления твёрдой опоры нижних конечностей тазового пояса.

Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного аппарата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки.

Предупредить плоскостопие легче, чем его лечить, поэтому с раннего возраста необходимо укреплять мышцы и связки ног.
13 слайд 14 слайдОписание слайда:

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия Комплекс упражнений способствующих профилактике плоскостопия. Предупредить плоскостопие можно подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. I. Упражнения на суше: 1. Хождение на высоких носочках. 2. Хождение на пяточках. 3.

Хождение по камешкам. II. Упражнения в воде. 1. «Сборщик» – Собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на дне, и складывает их в кучку, одной ногой, затем другой. Следует не допускать падания предметов при переноске. 2.

 «Гусеница» – Сгибая пальцы ноги, ребенок подтягивает пятку вперед, затем пальцы расправляются и движение повторяется. Упражнение выполняется обоими ногами одновременно. 3. И. П. –держаться руками за бортик, подниматься на носки, опускаться на пятки и снова подняться. 4.

Полезно использовать движение ногами стилем кроль (для усиления воздействия на мышцы стопы – плавание в ластах). 5. И п. – держаться руками за бортик, ногами работать стилем кроль «фонтанчик»

15 слайдОписание слайда:

Комплекс гимнастических упражнений, рекомендованных при плоскостопии «Здравствуйте – до свидания». Совершать движения стопами от себя/ на себя. «Поклонились». Согнуть и разогнуть пальцы ног. «Большой палец поссорился со своими братьями.» Двигать большими пальцами ног на себя, остальными от себя. Если не получается, можно помочь руками.

«Пальчики поссорились, помирились». Развести носки ног в стороны, свести вместе. «Пяточки поссорились, помирились». Развести пятки в стороны, свести вместе. И.П. сидя на коврике, руки в упоре сзади. · «Ёжик». Стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него (8-10 раз каждой стопой).

· «Подними платки». Около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счет 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали. Опустить ноги (6-8 раз). · «Растяни ленточку». Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить ее концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны (3- 4 раза).

· «Нарисуй фигуру». Пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, стрелку) и буквы (А, К, Г, Л, П). И.П. стоя. · Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах). · Ходьба на пятках, руки в замке на затылке. · Мишка косолапый. Ходьба на внешней стороне стопы.

· Ходьба по различным поверхностям, бревнам и т.п.

16 слайдОписание слайда:

КОМПЛЕКС С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ: 1. И.п. – сидя, согнув ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади, палка на полу под серединой стоп. Катать палку вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно. 2. И.п. – то же 1-2 – сгибая пальцы ног, обхватить ими палку 3-6 – держать 7-8 – и.п. 3. И.п.

– то же 1-2 – поднять пятки, опираясь пальцами ног о пол 3-4 – и.п. 4. И.п. – сидя по-турецки, палка вертикально на полу между стопами, хватом двумя руками придерживать ее за верхний конец. Движениями стоп вперед-назад вращать палку вокруг вертикальной оси. 5. И.п. – то же.

Стараясь обхватить палку стопами, поочередно перемещать их по палке вверх и вниз. 6. И.п. – стоя ноги вместе на палке, лежащей на полу, руки на пояс. Ходьба по палке приставным шагом вправо и влево, палка под серединой стоп; то же, но пятки на палке, а носки на полу; то же, но носки на палке, а пятки на полу. Примечание.

Лучше всего использовать деревянные гимнастические палки длиной 80 см, диаметром 2 см.

17 слайдОписание слайда: Комплекс упражнений 1. «Окно» – ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги не отрывая подошв от пола. 2. «Каток» – ребенок катет вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Упражнения выполняются сначала одной, затем другой ногой. 3. «Разбойник» – ребенок сидит на полу с согнутыми ногами.

Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего времени выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить по полу полотенце (или салфетку) на которой лежит груз (камень), сначала одной. Затем другой ногой. 4. «Сборщик» – И.П. – тоже.

Собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу, и складывает их в кучку, одной ногой, затем другой. Следует не допускать падания предметов при переноске.

18 слайдОписание слайда:

5. «Художник» – И.П. – тоже. Карандашом, зажатым пальцами ног, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой. 6. «Гусеница» – И.П. – тоже. Сгибая пальцы ноги, ребенок подтягивает пятку вперед, затем пальцы расправляются и движение повторяется.

Упражнение выполняется двумя ногами одновременно. 7. «Серп» – И.П. – тоже. Подошвы ног на полу, расстояние между ними 20 см. Согнутые пальцы ног сначала сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. 8. «Мельница» – И.П. – тоже. Ноги выпрямлены. Описываются ступнями дуги в разных направлениях. 9. «Барабанщик» – И.П. – тоже.

Стучим носками ног по полу не касаясь его пятками.

19 слайд 20 слайд 21 слайдОписание слайда:

Создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц стопы и голени и оказывающих положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для формирования свода стопы, специальные тренажеры). Следует предоставить детям возможность применения указанного оборудования. Кроме того, в теплое время года необходимо обеспечить возможность систематического использования природно-оздоровительных факторов, например, оборудовать на групповых участках естественные грунтовые дорожки.

22 слайд 23 слайдОписание слайда:

В дошкольном возрасте стопа интенсивно формируется, поэтому так важна профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста, помогающая избежать различных по своей тяжести функциональных нарушений.

В этот период времени организм ребенка наиболее пластичен, и вполне возможно остановить развивающееся плоскостопие, а также исправить неправильное формирование стоп при помощи укрепления связок и мышц стоп Спасибо за внимание!

Краткое описание документа:

Проверен экспертом

Общая информация

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-plavanie-i-profilaktika-ploskostopiya-3569941.html

Плавание при нарушении осанки и плоскостопии у дошкольников

Плавание при плоскостопии у детей

Подготовила инструктор по физической культуре Пермский край город Чайковский  МАДОУ д/с №31 корпус 2 « Гусельки.»

Осанка – привычное положение тела в покое и в движении, это поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения.

Осанка отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, его настроение и даже характер. Правильная осанка – это не только красиво, это залог того, что вы уверены в себе и благополучны.

Кроме того, выделяют также и состояние стоп как фактор, влияющий на  осанку. Установленно, что различные нарушения осанки часто сопровождаются плоскостопием.

Плоскостопие. Стопа – орган опоры и передвижения. Обнаружение плоскостопия требует особого и своевременного внимания, даже в самых начальных формах. Проявление плоскостопия может сопровождаться жалобами ребенка на боль в ногах при ходьбе, быструю утомляемость во время длительных прогулок. Уплощение стоп может приводить к нарушению осанки и искривлению позвоночника.

Вопросы обучения, воспитания, развития детей с нарушением осанки и плоскостопия очень актуальны не только в нашем  детском  саду и  в современном мире. В сложившейся ситуации посильную помощь детям с нарушением осанки могут оказать не только врачи, но и инструктора по физической культуре дошкольных учреждений, поскольку уже в 6–7 лет изгибы позвоночника четко выражены.

За состоянием осанки нужно следить с раннего возраста. В этом смысле неоценимо значение плавания, как средства коррекции и профилактики осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. Потому что только плавание обеспечивает естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц.

Плавание является частью комплексной программы  по  профилактике и коррекции осанки и плоскостопия.

В работе представлены примерные упражнения для занятий в бассейне на суше, а также задачи, средства и методы коррекции осанки и плоскостопия  с помощью плавания в дошкольном учреждении.

Упражнения для  профилактики  плоскостопия:

Сгибание пальцев – сидим на полу, ноги вытянуты параллельно, сгибаем пальцы на себя и от себя. Сгибание стопы – аккуратно тянем носочек от себя и на себя. Выполняем три подхода 8 раз. Делаем круговые вращения стопой. ИП – сидим на стуле, сгибаем и разгибаем пальцы ног. ИП – то же, скручиваем пальцы ног. Четыре подхода по 8 раз. Приподнимаем стопы на носочки и опускаем их на пол. Ставим ноги «косолапо», из этого положения поднимаемся на носочки и опускаем стопы на пол. Кулаки зажимаем между коленями, ноги «косолапо». Скручиваем пальцы ног и возвращаем в ИП. Стопы вместе, расстояние между коленями 1 кулачек. Поднимаем ноги на пятки, накрывая мысок стопы одной ноги, мыском другой. Чередуем ноги. Ноги вытянули, делаем круговые движения стопами. ИП – то же самое. Внутренней поверхностью стопы достаем до максимально допустимой точки внутренней поверхности бедра. Меняем ноги поочередно. Берем в руки две пол литровые бутылки воды, кладем их на колени для отягощения. Поднимаемся на носочки ног. Делаем те же самое упражнение для лечения плоскостопия, только поднимаемся на носочки поочередно. ИП – стоя, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Делаем «царапки»: скручивая пальцы ног, перемещаемся вперед. Бутылки с водой в руках, становимся на носочки и опускаемся на полную стопу. Делаем переходы с пяток на носочки.

Значение плавания в профилактике и лечении нарушений осанки и плоскостопия.

Огромное значение  для разгрузки позвоночного столба имеет гидроневесомость.

Вода, благодаря своей плотности (большей чем у воздуха), снимает нагрузку с позвоночника, способствует его  самовытяжению, а симметричная тренировка мышц спины  формирует мышечный « корсет», совершенствуются  координация движений, формируется чувство правильной осанки.

Правильное «техничное» плавание уже само по себе является профилактикой  различного рода нарушений осанки и плоскостопий. Занятия в воде позволяют решить сразу две задачи : коррекцию при нарушениях из разгрузочного положения и закаливание( особенно необходимое для ослабленных детей).

Оздоровительно-гигиеническое значение. Состоит не только в воздействии физических упражнений на организм ребенка, но и в благоприятном воздействии на него воды. Вода очищает и укрепляет кожу, оказывает положительное влияние на нервную систему, активизирует обмен веществ, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Пребывание в воде совершенствует теплообмен, закаливает организм. Давление воды на грудную клетку вызывает усиленную деятельность мускулатуры. Ритмичное и глубокое дыхание при плавании способствуют повышению подвижности грудной клетки и увеличению жизненной емкости легких. Вода оказывает воздействие на двигательный аппарат, увеличивая силу мышц.

Плавание повышает устойчивость вестибулярного аппарата, заставляет все нервные клетки работать в полную силу.

Прикладное значение. Состоит в приобретении чрезвычайно важного для жизни умения плавать, нырять, ориентироваться в воде.

Показания и противопоказания к занятиям по плаванию в ДОУ:

Плавание рекомендуется всем детям с нарушением осанки, независимо от степени и вида искривления.

Плавание противопоказано детям, имеющим отвод врача-педиатра, дерматолога, лор-врача, психоневролога (эпилепсия, пиелонефрит, грибковые и инфекционные заболевания, коньюктивит и т. д.)

Задачи плавания как средства коррекции нарушений осанки и плоскостопия:

Основные задачи коррекционных и физических упражнений на суше и в воде заключается в следующем:

    разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановления правильного положения тела;
    воспитание правильной осанки; улучшение координации движений; увеличение силы и тонуса мышц; коррекция плоскостопия; постановка правильного дыхания; улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем; закаливание; приобретение навыков плавания – освоение плавания; развитие волевых качеств;

Порядок применения упражнений на занятиях по плаванию в ДОУ:

    дыхательные упражнения; упражнения подготовительные; упражнения, активно вытягивающие позвоночник – брасс на груди с удлиненной фазой скольжения; упражнения с асимметричным исходным положением для плечевого или тазового пояса; упражнения для коррекции плоскостопия; упражнения на развитие силы мышц (скоростное плавание, плавание в ластах);
    свободное плавание и игры.

При подборе индивидуальных специальных упражнений следует учитывать степень нарушения осанки в сагиттальной плоскости (лордоз, кифоз). При плоской спине не рекомендуется плавание на спине, а при кифозе необходимо, наоборот, плавать на спине. При выраженном лордозе поясничного отдела под живот подкладывают плавательный предмет.

При плоскостопии полезно использовать движение ногами стилем кроль (для усиления воздействия на мышцы стопы – плавание в ластах).

При плоской спине, когда вместо физиологического грудного кифоза у ребенка имеется уплощение – лордоз грудного отдела позвоночника, возможно ввести в комплекс работу стилем баттерфляй без выноса рук из воды.

Коррекция в грудном отделе достигается вытягиванием руки вверх на стороне вогнутости и в сторону – на стороне выпуклости, в поясничном отделе – отведением ноги в сторону на стороне выпуклости.

Следовательно, методика коррекции осанки с помощью плавания и выбор индивидуальных упражнений зависят от вида нарушения осанки у дошкольников (сутуловатость, круглая спина – кифоз, кругло-вогнутая, плоская, плоско-вогнутая, асимметричная). У дошкольников чаще всего встречается 1–2 степень нарушения осанки.

В таблице приведены упражнения, направленные на коррекцию осанки с помощью плавания:

Цель упражненияВид упражненияМетодические указания
Самовытяжение, разгрузка и коррекция позвоночника.Скольжение на груди, скольжение на спине.Для выполнения правильного скольжения необходимо сильно оттолкнуться от бортика бассейна, выпрямляя ноги и оттянув носки, вытянуть руки и скользить до полной остановки.
Развитие дыхательной мускулатуры и укрепление мышц спины, плечевого пояса, грудных мышц.Скольжение на груди, плавание брассом в сочетании с дыханием.Вдох в начале гребка. Заканчивая гребок, выдох в воду. Вдох быстрый, выдох медленный, глаза открыты.
Укрепление мышц стопы, голени, разгибателей и приводящих мышц бедра.Плавание брассом на спине.Медленное подтягивание и разведение ног. Быстрое разгибание и сведение ног, отталкивая воду внутренними поверхностями голени и стоп. Руки держать в положении коррекции (вытянутыми вперед).
Коррекция искривления позвоночника.Скольжение на груди, плавание брассом с асимметричным положением рук.Руку противоположную искривлению поднимают вверх.
Укрепление мышц брюшного пресса и нижних конечностей.Скольжение на спине, ноги брасс – руки вдоль туловища.Вдох после толчка ногами.
Разгибание грудного отдела позвоночника, укрепление мышц брюшного пресса, нижних конечностей, улучшение легочной вентиляции и кровообращения.Скольжение на спине, ноги брасс.По показаниям. Руки в коррекции, таз не опускать.
Овладение навыками движений рук и ног при плавании брассом, коррекция позвоночника.Скольжение на груди – выполнить гребок руками брассом, затем толчок ногами брассом – скольжение. Повторить движения.Выполнять с задержкой на вдохе, в пояснице не прогибаться.
Овладение навыками сочетания движений рук и ног при плавании брассом на спине. Увеличение подвижности грудной клетки.Скольжение на спине, руки вдоль туловища. Гребок брассом руками – скольжение, толчок – брасс ногами – скольжение. Повторить движения (по мере возможности – плавание брассом самое сложное движение для дошкольников).Вдох начинать в момент выноса рук из воды и заканчивать, когда руки проходят линию плечевых суставов, выдох – в конце гребка..
Коррекция искривления позвоночника. Развитие мышц туловища. Улучшение кровообращения и легочной вентиляции. Увеличение подвижности грудной клетки.Плавание брассом в полной координации.В начале гребка руками – вдох, в середине и в конце гребка – выдох. Сгибание ног начинается с разведением рук в стороны.
Коррекция искривления позвоночника, развитие мышечного корсета, дыхательной мускулатуры.Скольжение на груди с доской в вытянутых руках, плавание на ногах кролем.При выполнении движений ноги должны быть выпрямлены и не напряжены, работают в основном бедра, а стопы выполняют захлестывающие движения. Выполнять в быстром темпе с небольшой амплитудой, повернув стопы внутрь. По мере усвоения упражнения амплитуду увеличивать. Дыхание не задерживать. Проплывание начинать с нескольких метров. Метраж увеличивать постепенно.
То же и разгрузка позвоночника, улучшение дыхательной мускулатуры.То же без доски.Руки все время вытянуты вперед.
Коррекция искривления позвоночника. Развитие дыхательной мускулатуры, развитие мышц нижних конечностей.Скольжение на груди. В руке со стороны вогнутости искривления – доска, другая рука прижата к туловищу, ладонь на воде. Ноги работают кролем.На выдох голову поворачивать в сторону прижатой руки.
Коррекция искривления. Разгибание грудного отдела позвоночника.Скольжение на спине с доской в вытянутых вверх руках, ноги работают кролем.Плечевой пояс и таз не опускать.
Разгрузка, коррекция позвоночника. Развитие мышц туловища, увеличение легочной вентиляции, улучшение кровообращения.Скольжение на спине, руки в коррекции, ноги кроль.Рука вогнутой стороны грудного искривления вытянута вверх, рука выпуклой стороны прижата, ладонь кверху. Следить за коррекцией.

Естественно, что в дошкольном возрасте данные упражнения могут быть использованы в игровой форме, что позволит лучше усвоить и закрепить полученные навыки.

Если занятия по плаванию в детском саду проводятся систематически не менее двух раз в неделю, то можно ожидать следующие результаты:

приобретение и закрепление ранее полученных навыков плавания и ликвидация мышечного дисбаланса; стабилизация деформации позвоночника, грудной клетки;

    приобретение и закрепление ранее полученных навыков плавания и специальных упражнений; выработка правильной осанки; улучшение функций дыхания и сердечно-сосудистой системы; повышение общего уровня физического развития; улучшение координации движений; закаливание; функциональная подготовка детей к школе

  Заключение

Исходя из вышеизложенного, становится ясно, что роль плавания неоценима в решении проблем коррекции нарушений осанки у детей дошкольного возраста. Детский позвоночник гибок и податлив, еще не произошел процесс окостенения.

Не следует забывать, что занятия плаванием – часть комплексной программы по коррекции нарушений осанки, которая включает в себя и лечебную физкультуру, и массаж…

Зная, что процент дошкольников, страдающих нарушением осанки и плоскостопия  на сегодняшний день очень велик, задача дошкольных учреждений и инструкторов  по плаванию в том числе – помочь детям скорректировать эти нарушения и подготовить детей к школьной жизни. Я думаю, что решение этой задачи нам вполне под силу.

  Список литературы:

1 – , Полесся плавание при нарушении осанки. – Киев: Здоровье, 1980.

2 – , Назарова плаванием при сколиозе у детей и подростков. – М.: «Просвещение», 1988.

3 – Сидорова здоровья с детства. Плавание при нарушении осанки и плоскостопия.-Издательство « Айрис – пресс», г. Москва 2011.

4-Халемский воспитание детей со сколиозом и нарушени осанки. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.

Источник: https://pandia.ru/text/80/465/22249.php

Плавание при плоскостопии у детей

Плавание при плоскостопии у детей

Опорно-двигательная аппарат — единый комплекс структур, образующих каркас, придающий форму организму, дающий ему опору, обеспечивающий защиту внутренних органов и возможность передвижения в пространстве, а также движения отдельных частей тела. Кроме того, опорно-двигательная система участвует в обеспечении жизненно важных процессов (минеральный обмен, кроветворение, кровообращение и другие).

Опорно-двигательный аппарат состоит из костей, суставов, связок, мышц и их нервных образований.

Гармоничное развитие мышц, красивая осанка, стройная фигура, хорошая гибкость, улучшение координации движений – всего этого помогают достичь регулярные занятия плаванием.

Нажмите, чтобы открыть большую схемк опорно-двигательного аппарата с подписями

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.