Гимнастика для профилактики плоскостопия у детей

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия у детей:зачем нужен и как правильно выполнять. Часть 2

Гимнастика для профилактики плоскостопия у детей

В первой части статьи я разбирал вопросы, которые мучают мам малышей, начинающих ходить, про обувь дома и профилактику плоскостопия. Если не читали, советую начать с неё. Здесь я даю комплекс, по которому можно заниматься без какого-либо специального оборудования. Если в доме нет шведской стенки, просто уберите это упражнение из своих занятий.

Время чтения статьи: ~ 4 минуты

Упражнения для стоп для детей: комплекс для малышей от 2-х лет

Необходимые условия для получения положительного результата

Упражнения для стоп для детей: комплекс для малышей от 2-х лет

Существуют разные комплексы упражнений для профилактики плоскостопия у детей.

Я знакомлю вас с одним из вариантов сочетания упражнений для укрепления стопы:

  • катать ногами мяч размером, как футбольный, 30 секунд;
  • катать скалку 1,5 минуты: каждой ногой по 30-45 секунд;
  • катать колючий мяч 1,5 минуты: каждой ногой по 30-45 секунд;
  • поднимать зажатый между ногами футбольный мяч по 6-8 повторений;
  • лазать по шведской стенке с круглыми перекладинами минимум 8 раз. Нужно делать шаг с подъемом каждой ногой: 8 раз правой и 8 раз левой;
  • захватить стопой ткань и поднять ее по 3 раза каждой ногой;
  • ходить на носочках в течение 30 секунд;
  • ходить на пяточках в течение 30 секунд;
  • ходить, как “мишка косолапый”, в течение 30 секунд;
  • кататься на скалке вместе с мамой в течение 30 секунд.

Как выбрать обувь ребенку?

Параметры качественной пары

Существуют разные комплексы упражнений для профилактики плоскостопия у детей. Я знакомлю вас с одним из вариантов сочетания упражнений для укрепления стопы:

  • катать ногами мяч размером, как футбольный, 30 секунд;
  • катать скалку 1,5 минуты: каждой ногой по 30-45 секунд;
  • катать колючий мяч 1,5 минуты: каждой ногой по 30-45 секунд;
  • поднимать зажатый между ногами футбольный мяч по 6-8 повторений;
  • лазать по шведской стенке с круглыми перекладинами минимум 8 раз. Нужно делать шаг с подъемом каждой ногой: 8 раз правой и 8 раз левой;
  • захватить стопой ткань и поднять ее по 3 раза каждой ногой;
  • ходить на носочках в течение 30 секунд;
  • ходить на пяточках в течение 30 секунд;
  • ходить, как “мишка косолапый”, в течение 30 секунд;
  • кататься на скалке вместе с мамой в течение 30 секунд.

Ниже видео, где моя дочь Ника и жена Таня показывают, как выполнять эти упражнения.

Этот комплекс подойдет для малышей от 2-х лет. Но можно попробовать заниматься и с ребенком помладше, если он проявляет интерес и способен выполнять необходимые упражнения.

Необходимые условия для получения положительного результата

Для того, чтобы гимнастика давала результаты, нужно придерживаться нескольких простых правил:

  • делать комплекс ежедневно, хотя бы 1 раз в день;
  • идеально, если мама будет заниматься гимнастикой стоп с ребенком утром и вечером, чтобы в общей сложности нагружать стопы около 30 минут в день;

Мама может также добавлять любые свои упражнения с нагрузкой на стопы (сгибания, разгибания, стоять на носочках и т.д.). Мамы, ловите совет для повышения интереса ребенка к занятиям. Малышу будет интереснее заниматься, если каждое упражнение мама будет комментировать придуманными историями. Например, а сейчас мы пойдём по тонкому льду на носочках, а теперь по кочкам – на пяточках и т.д.

Подведем итоги:

  • упражнения для профилактики плоскостопия у детей можно начинать делать с 2-х лет или раньше, если ребенок может и хочет повторять необходимые физические элементы;
  • для получения желаемого результата нужно ежедневно нагружать стопу ребенка не менее 30 минут;
  • в статье дан один из вариантов гимнастики. Мама может миксовать упражнения, заменять или убирать их из комплекса. Также к данным занятиям можно добавлять свои упражнения на тренировку мышц и связок детской стопы.

Подробнее об онлайн-курсе

Проверьте, не допускаете ли вы этих ошибок?

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

Было полезно? Расскажите другим мамам:

Источник: https://www.novokrinitskii.com/blog/kompleks-uprazhneniy-dlya-profilaktiki-ploskostopiya

Упражнения при плоскостопии у детей – лечебная гимнастика (лфк) для профилактики и исправления проблем

Гимнастика для профилактики плоскостопия у детей

Плоскостопие – достаточно распространенная и серьезная проблема у детей. Оно обычно развивается в дошкольном возрасте и провоцирует немало неприятных последствий. Очень важна в данном случае правильная терапия, и одна из основных ее составляющих – это упражнения при плоскостопии у детей.

Немного о заболевании

Плоскостопие – болезнь весьма коварная, и последствия ее могут быть опасными. Правильное формирование стопы оказывает влияние на все жизненно важные органы и системы. В норме здоровая стопа опирается на три точки: пяточная, головка первой и пятой пальцевой костей.

Ввиду недостаточного развития мышц стопа становится плоской. Со временем начинается деформация костей, возникают нарушения в работе внутренних органов, лечить заболевание становится все труднее, и терапия может затянуться на годы.

Каждому родителю необходимо знать следующее:

  • Чем раньше поставить диагноз и начать терапию, тем эффективнее она будет. Важно периодически посещать ортопеда в соответствии с нормативами.
  • Диагноз специалист может поставить только в возрасте от 5-6 лет. До этого плоский продольный свод стопы является нормальным. Однако это не значит, что не нужно посещать ортопеда. Важно проверять врожденные деформации костей на первом месяце жизни. В 3-4 месяца врач может выявить признаки рахита, к году – убедиться в подвижности всех суставов, в три года – определить правильность осанки и походки.
  • Если родители не будут принимать участия в лечении, оно не будет эффективным.

Опасность плоскостопия в том, что если стопа при ходьбе не будет играть роль амортизатора, то функции эти будут возлагаться на большие суставы и позвоночник. В результате этого возможен сколиоз, грыжи, артроз, остеохондроз и другие негативные последствия, которые могут негативно повлиять на качество жизни. Поэтому важна правильная и своевременная терапия плоскостопия.

Для профилактики плоскостопия очень важна двигательная активность ребенка, а также ношение им правильной обуви.

В обуви должен обязательно быть супинатор, задник должен быть жестким и высоким. Сразу после того, как были выявлены отклонения в развитии стопы, вы должны покупать лечебную обувь с повышенной высотой задника, которая продается в специализированных магазинах. Не рекомендуется на ранней стадии заболевания носить детям шлепанцы, босоножки с незакрытой пяткой, мягкие валенки.

Основная же профилактическая мера – это активность ребенка. Также полезен массаж – он помогает улучшить кровоток в стопах, развивает мышцы, помогает снять боль и усталость. Помогает гимнастика для профилактики плоскостопия у детей.

Если малышу все же поставлен диагноз плоскостопие, не стоит отчаиваться. Правильная своевременная терапия помогает восстановить природные функции стопы. Важную роль среди других мер занимает лечебная гимнастика.

Гимнастика при плоскостопии для детей

Лучший вариант – упражнения для лечения плоскостопия у детей в игровой форме. Полезно лазить по лестнице, ходить по скалке, на скорость пытаться достать ногами те или иные предметы.

Со временем нужно усложнять упражнения и увеличивать скорость занятий. Родители могут поощрять малыша подпрыгивать на носочках и пятках, ходить на внешних и внутренних поверхностях стопы.

Подобные занятия помогают развить всю мышечную группу.

Непосредственные упражнения лфк при плоскостопии у детей должны выполняться в возрасте от 5-6 лет – в этом возрасте они могут делать их правильно и осознанно.

Важно постараться сделать все, чтобы упражнения приносили малышу удовольствие, они могут выполняться в виде игр. Хороший вариант – занятия в группах. Также для малышей они станут более веселыми и приятными.

Правильное сочетание всех перечисленных условий поможет эффективно решить проблему с плоскостопием, и в дальнейшем развитие малыша не будет отклоняться от норм.

Естественно, любые действия должны согласовываться с ортопедом – лишь он может дать правильные советы по подбору упражнений. Важно также периодически посещать врача – это даст возможность вести контроль над процессами выздоровления и корректировать нагрузки.

Выполнять комплекс упражнений при плоскостопии у детей можно и дома, и в кабине лечебной гимнастики. Занятия должны включать упражнения как общеукрепляющего воздействия, так и более узкого.

Упражнения не должны провоцировать боль и утомлять малыша. Нагрузку нужно повышать постепенно.

Выполнять упражнения рекомендуется два раза в день, длительностью по 15 минут.

Гимнастика для ног при плоскостопии у детей дошкольного возраста

Нагрузку нужно выбирать с учетом физических возможностей малыша. Делать упражнения через силу нельзя. Также важно контролировать эмоциональное состояние ребенка. Негативные эмоции негативно повлияют на процесс лечения. Количество повторов – до 10, длительность занятия составляет до 15 минут.

  • В положении сидя делается сгибание/разгибание стоп с максимальной амплитудой. Можно делать это обеими ногами одновременно или поочередно. В таком же положении выполняйте круговые движения стопами, сначала по часовой стрелке, а затем – против нее.
  • Малыш находится в положении стоя, спина ровная, руки расположены вдоль туловища. Поочередно выполняются подъемы на носочки и опускания на пятки, затем нужно чуть отдохнуть и походить по кругу на носках и на пятках.
  • Полуприседания на пальчиках. Упражнения достаточно сложные, и если у малыша не получается, то лучше отложить их на потом, чтоб мышцы стоп немного укрепились и обрели тонус.

Хорошо действуют игровые комплексы. Например, можно устроить малышам соревнование, кто быстрее уберет пальчиками с пола какие-то мелкие предметы (ручки, карандаши и так далее). Также малыши могут рисовать что-то пальцами ног. При отдыхе сдвигайте и раздвигайте пальчики ног.

В конце комплекса можно походить сначала на внутренней, а затем на внешней поверхности стоп. Со временем можно увеличивать длительность занятий, менять чередование упражнений, повторять некоторые из них по несколько раз с небольшими промежутками времени. Движения можно придумывать и самостоятельно, чтоб задействовать разные мышцы стопы.

Лечебная физкультура при плоскостопии у детей школьного возраста

В школьном возрасте можно увеличивать нагрузки, делать более сложные движения. Количество повторений можно увеличить до двадцати. Рассмотрим, какие упражнения лечебная гимнастика при плоскостопии у детей-школьников.

Ребенок сидит на стульчике и выполняет следующие упражнения:

  • Сводит и разводит пятки, постоянно касаясь носками пола.
  • Захватывает ногами мячик и приподнимается на максимальную высоту.
  • Сгибает и разгибает стопы (можно с динамическим усилием).
  • Пытается захватить и приподнять разные мелкие предметы, задействуя пальцы ног.
  • Перемещает ноги вперед и назад только пальцами, тянет стопы по полу, собирает коврик в складки, сдавливает стопами мячик, катает круглую палку, прижимая ее к полу.

Следующие упражнения делаются в положении стоя:

  • Туловище держим ровно, выполняем перекаты с носков на пятки и обратно.
  • Руки разводим в стороны, приседаем на носках. Затем приседаем на пятках.
  • Пусть малыш лазит по гимнастической стенке, распределяя вес тела на центр стопы.
  • Ходит по круглой палке, ребристой доске.
  • Поставьте доску под наклоном, и пусть малыш ходит по ней носками.
  • Полезен массаж стоп посредством специального коврика с супинаторами.

При лечении плоскостопия важна не длительность, а регулярность выполнения упражнений. Нельзя прекращать заниматься сразу после появления минимальных улучшений – результат должен быть закреплен. Лишь совместные усилия малыша, родителей и врача помогут добиться явного прогресса.

Отличное упражнение против плоскостопия для детей – хождение по фасоли босыми ногами, которое обеспечивает полезный массаж. Насыпьте на пол фасоли, и пусть малыш постоит на ней, переминаясь с одной ноги на другую. Если ребенку больно, можно выполнять упражнение каждой ногой поочередно.

Благодаря незначительной болевой стимуляции и одновременно воздействию на биологические активные точки способствуют сокращению всех мышц стопы, ввиду чего они укрепляются. При отсутствии фасоли можно использовать специальные коврики, которые можно купить в магазинах. Также можно использовать гречку.

Ввиду более мелких зернышек задействуется большее количество активных точек. Для повышения эффективности лечения можно чередовать фасоль и гречку.

Дополнить упражнения для исправления плоскостопия у детей может использование ортопедической обуви и стельки. Стельки приподнимают стопу и восстанавливают ее свод. Однако они не повышают мышечный тонус, поэтому нельзя надеяться только на них – без гимнастики не обойтись!

Стельку нужно подбирать строго по ноге малыша, принося в магазин его обувь. Высота подъема для каждого возраста разрабатывается отдельно врачом. Также, покупая обувь, вы должны предъявить продавцу диагноз малыша с его индивидуальными особенностями и фактическим состоянием.

Полезные советы родителям

Для эффективного лечения и профилактики плоскостопия родителям нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  • Для детей полезна ходьба босиком, поэтому при такой возможности не опускайте ее.
  • Следите за тем, чтоб малыш проводил много времени на свежем воздухе, играл в подвижные игры и был активным.
  • Более 90% случаев заболевания сколиоза являются результатом плоскостопия. А сколиоз – это не только некрасивая походка и осанка, но и явные нарушения в работе внутренних органов.

Важную роль в здоровье малыша играет именно образ жизни. Простые упражнения, которые можно выполнять весело и интересно, в игровой форме, помогут, как вылечить, так и предупредить плоскостопие. Обязательно консультируйтесь со специалистом и придерживайтесь всех его рекомендаций.

Предлагаем посмотреть видео с упражнениями при плоскостопии у детей.

Упражнения при плоскостопии у детей на видео

Источник: https://www.fitnessera.ru/lfk-pri-ploskostopii-u-detej-uprazhneniya-dlya-profilaktiki-i-ustraneniya-zabolevaniya.html

Комплексы упражнений и игр для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста

Гимнастика для профилактики плоскостопия у детей

Татьяна Яковлева
Комплексы упражнений и игр для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста

Гимнастика для стоп как средство профилактики плоскостопия

Основным средством профилактики плоскостопия у детей раннего и дошкольного возраста является гимнастика для стоп, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голеней. Она также благотворно влияет и на общее укрепление организма ребенка.

Гимнастика для стоп обеспечивает увеличение общей и силовой выносливости мышц, в первую очередь нижних конечностей, повышает физическую работоспособность, формирует навык правильной осанки.

Физические упражнения, входящие в комплекс гимнастики оказывают хорошее вспомогательное воздействие, улучшают кровоснабжение и тонизируют мышцы, подтягивающие свод стоп.

Предлагаемые упражнения можно использовать в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, как в специально-организованной деятельности, так и в самостоятельной двигательной деятельности воспитанников.

Комплекс №1

1. И. п. – стоя, носки и пятки вместе, спина прямая, держась за опору (спинка стула, шведская стенка, выполнить подъем на носки, 5-8 сек. и снова опуститься на стопу.

2. И. п. – сидя на стуле постараться поднять с пола мячик для настольного тенниса или иной мелкий предмет при помощи пальцев ног.

3. И. п. – сидя на стуле, широко расставив ноги, приближайте и отдаляйте от себя стопы по полу при помощи сгибания и разгибания пальцев ног, имитируя движения тела гусеницы.

4. И. п. – сидя на стуле, ноги вместе, ступни сомкнуты, следует развести колени в стороны и, оторвав пятки от пола, сомкнуть подошвы.

5. Походить 1-2 минуты на носочках, потом 30-60 сек. на пятках, на внутренней и на внешней стороне стопы.

6. Стоя, сомкнуть стопы вместе, а потом развести как можно шире носки, а потом и того же положения развести как можно шире пятки.

7. Не отрывая стоп от пола выполнить 5-10 приседаний.

8. Стоя на одной ноге, вторую согнуть под прямым углом в колене и выполнять вращательные движения голенью, а потом стопой. Сначала по часовой стрелке, затем против. Выполнив по 4 оборота в каждую сторону повторить то же самое с другой ногой.

9. Ходьба гусиным шагом 30-60 секунд, затем столько же в полуприсяде.

10. Захватив пальцами одной стопы карандаш походить так 30-40 секунд.

Комплекс №2

1. Ходьба по коврику с пуговицами.

2. Сидя на стуле, катаем палку ступней.

3. Ходьба по толстой веревке- «змее».

4. Катаем пальцами ног специальный гимнастический обруч.

5. Подпрыгивание на пальчиках (осторожно).

6. Сидя на стуле, подтягиваем к себе коврик пальцами ножек.

7. Захватываем пальцами ног карандаш или ручку, пытаемся что-то нарисовать в воздухе или листе бумаги.

Комплекс №3

Упражнениявыполняются сидя на стуле:

1. Выполняем стопами круговые движения.

2. Тянем носки на себя, затем от себя, не сгибая колени.

3. Сгибание-разгибание пальцев ног.

4. Сведение-разведение носков, при этом пятки не отрываем от пола.

5. Соединяем подошвы (колени не согнуты).

6. Большим пальцем ноге проводим по голени другой снизу вверх, затем меняем ноги.

7. Отрываем от пола носки, пятки поочередно.

8. Захват пальчиками ног различные предметы вокруг себя.

9. Провести подошвой и внутренним краем левой ступни по правой голени, поменять ногу.

10. Катаем подошвой различные овальные предметы.

Комплекс №4

Упражнения выполняются во время ходьбы.

1. Ходьба на носочках.

2. Перекаты с носка на наружную часть стопы, затем обратно.

3. Упираемся на внешние части подошвы, в таком положении стоим 40 секунд.

4 Приседание, не отрывая от пола пятки.

5 Стоя прямо, согнуть одну ногу в колене под прямым углом, выполняем вращения голенью, самой ступней.

Комплекс №5

Упражнения выполняются из и. п.- сидя на стуле:

1. Поджимание пальцев ног- 5 раз.

2. Приподнимание ступни на себя -5 раз. (пятки от пола не отрывать и наоборот).

3. Поочередное поднимание больших пальцев ног. -5 раз.

4. Ступни разверните внутрь, пятки прижаты к полу, поочередно поднимать каждый палец. Повторить- 5 раз.

5. И. п. – сидя на стуле, одну ногу поставить на пол, другую на мяч. Ногами попеременно, перекатывать мяч в разные стороны- 5 раз.

6. Обе ноги обхватывают мячик и поднимают его вверх — вниз -5 раз.

Комплекс №6

И. П. сидя на гимнастической скамейке, стуле, полу; ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.

1. «Здравствуйте – до свидания» – совершать движения стопами от себя/ на себя.

2. «Поклонились»– согнуть и разогнуть пальцы ног.

3. «Большой палец поссорился»– двигать большими пальцами ног на себя, остальными от себя. Если не получается, можно помочь руками.

4. «Поссорились, помирились»– развести носки ног в стороны, свести вместе.

И. П. сидя на коврике, руки в упоре сзади.

5. «Ёжи»– стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него (8-10 раз каждой стопой).

6. «Подними платки»– около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счет 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали. Опустить ноги (6-8 раз).

7. «Растяни ленточку»– около пальцев ног лежит ленточка. Захватить ее концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны (3- 4 раза).

8. «Нарисуй фигуру»– пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, стрелку) и буквы (А,К,Г,Л,П).

И. П. стоя.

9. Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах).

10. Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.

11. Ходьба на внешней стороне стопы.

Комплекс №7

1. Ходьба на носках, не сгибая ног, руки за головой, туловище прямо- 1-3 мин.

2. «Мишка косолапый» ходьба на внешних сторонах стоп, руки на поясе, туловище прямо- 2-5 мин.

3. Ходьба на носках по наклонной плоскости (по гимнастической скамейке, приподнятой над полом на 25-30 см).- по 5-8 раз вверх и вниз.

4. Ходьба по положенной на пол гимнастической палке, отводя ступни наружу, руки в стороны- 10-12 раз.

5. Ходьба по гимнастической палке правым и левым боком приставными шагами – 10-12 раз.

6. Приседание на палке, держась за гимнастическую стенку – 8-12 раз.

Комплекс №8

Упражнения выполняются в И. п.- лежа на спине:

1. Поочередно и одновременно оттягивать носки стоп.

2. Согнуть ноги, упереться стопами в пол. Развести пятки и свести. После серии движений расслабление.

3. Поочередное и одновременное приподнимание пяток от опоры.

4. Ноги согнуты в коленях и разведены, стопы соприкасаются друг с другом подошвенной поверхностью. Отведение и приведение пяток с упором на пальцы стоп.

5. Положить согнутую в колене ногу на колено другой, полусогнутой ноги. Круговые движения стопы в одну и другую сторону. То же сменив положение ног.

6. Скользящие движения стопой одной ноги по голени другой, «охватывая» голень. То же другой ногой.

Комплекс №9

Упражнениявыполняются в исходном положении сидя:

1. Ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимание пяток одновременно и поочередно.

2. Тыльное сгибание стоп одновременно и поочередно.

3. Приподнимание пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги.

4. Ноги прямые. Сгибание и разгибание стоп.

5. Положить одну ногу стопой на колено другой ноги. Круговые движения стопой в обе стороны. То же другой ногой.

6. Захватывание пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их на другое место. То же другой ногой.

7. И. п. – сидя, развести колени и подтянуть стопы до полного соприкосновения подошвенными поверхностями.

Комплекс №10

Упражнениявыполняются в исходном положении стоя:

1. Стопы параллельно, на расстоянии ширины ступни, руки на пояс. Подниматься на носках одновременно и попеременно. Приподнимать пальцы стоп с опорной на пятки одновременно и попеременно. Перекат с пятки на носок и обратно.

2. Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед.

3. Стопы параллельны. Перекат на наружные края стопы и обратно.

4. Пятки вместе, носки врозь. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.

5. Стопы параллельны, руки на пояс. Поочередное поднимание пяток.

6. Стоя на гимнастической палке, стопы параллельны. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.

Игры и упражнения для профилактики плоскостопия

Цель: формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Эстафета “Загрузи машину”

Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета с палочкой

Оборудование: палочки длиной 20 см.

Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета “Построим лесенку”

Оборудование: то же.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.

Эстафета с машиной

Оборудование: машина с веревочкой.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Игра-имитация “Перейди вброд”

Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки).

Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.

“Нарисуй картину”

Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.

“Сложи узор”

Оборудование: то же и образец — схема-рисунок.

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.

“Рисуем кистью”

Оборудование: бумага, гуашь, кисти.

Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т. п.).

“Поймай рыбку”

Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки, камешки.

Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног “ловят рыб” (пробки).

“Найди клад”

Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.

“Стирка”

Оборудование: платочки (салфетки).

На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/kompleksy-uprazhnenii-i-igr-dlja-profilaktiki-ploskostopija-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

Упражнения и игры для профилактики плоскостопия дошкольников

Гимнастика для профилактики плоскостопия у детей

Упражнения и игры для профилактики плоскостопия

дошкольников.

В последнее время у детей дошкольного возраста все чаще встречается плоскостопие, а родители нередко проявляют достаточно легкомысленное отношение к этому заболеванию. Однако при кажущейся «безобидности» плоскостопие отрицательно сказывается на общем состоянии ребенка и может привести к различным тяжелым заболеваниям. Стопа—это опора, фундамент всего организма.

Изменение формы стопы вызывает повышенную утомляемость и боль при ходьбе, провоцирует «встряску» костей нижнего отдела позвоночника, поэтому очень часто оно является причиной нарушений осанки.

Плоскостопие может полностью нарушить амортизацию стопы, в результате вся нагрузка при ходьбе придется на голень и тазобедренный сустав, что в дальнейшем может привести к развитию артроза.

Активное формирование функции опорно-двигательного аппарата ребенка происходит до 6 лет. После этого плоскостопие вылечить намного сложнее. Именно по этой причине так важно проводить профилактику плоскостопия у дошкольников.

С того момента когда ребенок начинает вставать на ножки, необходимо укреплять мышечно-связочный аппарат голени и стопы, воспитывать навык правильной ходьбы (не разводя носков), следует познакомить родителей и педагогов с методами профилактики плоскостопия, включить игры и упражнения для профилактики плоскостопия в план оздоровительной работы детского сада, объяснять родителям (памятки в группах раннего возраста, консультации и беседы, информация на стендах групп и сайте) и педагогам значение проведения работы по профилактике плоскостопия. Имейте в виду: все упражнения и игры проводятся без обуви.

■ СПРАВКА

Плоскостопие — заболевание, выражающееся в деформации (расплющивании, опускании) свода стопы. Возникает тогда, когда нагрузка на своды стопы оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства, своды стоп опускаются, расплющиваются — возникает плоскостопие.

Правила профилактики плоскостопия у ребенка

  1. При обучении ходьбе использовать специальную обувь (высокая пятка, застежка на голеностопе, наличие супинатора, гибкая подошва).

  2. Запрещать ходить без обуви по плоским поверхностям: ковер, пол, кафель и др.

  3. Запрещать спрыгивать с высоты более 20 см.

  4. Учить прыгать мягко на носках, работая стопой.

  5. Планомерно укреплять мышечно-связочный аппарат голени и стопы, используя специальные игры и игровые упражнения.

Задачи по профилактике плоскостопия.

    1. Развивать мышечно-связочный аппарат голени и стопы.

    2. Формировать навык правильной ходьбы и осанки.

    3. Познакомить родителей и педагогов с упражнениями, играми и правилами для профилактики плоскостопия.

    4. Укреплять физическое и психическое здоровье детей.

    5. Расширять совместный двигательный опыт педагогов, родителей и детей.

Виды деятельности, в которых проводится профилактика плоскостопия.

      1. Утренняя гигиеническая гимнастика.

      2. Совместная деятельность (педагог и дети, родители и дети).

      3. Свободная двигательная деятельность.

      4. Физкультурные мероприятия.

      5. Бодрящая гимнастика.

  1. ЛФК

Оборудование

        1. Ребристые дорожки со следами (ширина 30 см, длина 180 см).

        2. Балансировочные подушки-полусферы с массажными элементами (диаметр 20 см).

        3. Массажные пазлы (30 х 20 см).

        4. Простынки (40 х 20 см) и платочки (размер любого носового платка).

        5. Набивные мячи (вес 500 г).

        6. Массажные мячи (разных диаметров).

        7. Мелкие предметы для сбора стопами (цветные пробки, желуди, мелкие детали конструктора).

        8. Мячи надувные (диаметр 20 см).

        9. Канаты и шнуры (ширина 1-3 см, разной длины).

        10. Коробки или емкости.

        11. Обручи (диаметр 70-100 см).

Упражнения для профилактики плоскостопия

(стихи для упражнений и игр написаны С.В. Силантьевой)

И.п. — сед на ковре или стуле, под правой стопой массажный мяч любого диаметра, спина прямая.

Этот мячик так хорош! (Катать стопой мяч вперед-назад.)

Он на ежика похож.

Буду ножки укреплять (катать мяч стопой по кругу) —

Мячик ножками катать. Выполнить то же другой ногой.

И.п. — сед на ковре, ноги согнуть, стопа упирается в стопу, руки на колени, спина прямая.

Жили-были лягушата (руками надавливать на колени и соединять колени вместе). Озорные, как ребята.

Они лапки разминали (упор руками сзади в пол; скользя внешней стороной стоп, разгибать и сгибать ноги). Силу лапок показали.

Могли комариков поймать (приподнять ноги, похлопать стопами):

Раз, два, три, четыре, пять!

И.п. — сидя на стуле или кровати, хват руками за край, спина прямая.

У нашей коровы ножки открыты.

Вместо сапог у коровы копыта. (По очереди ставить ноги вперед на пятки.) По лужам шагает смело всегда,

Ей не страшна дождевая вода. (Шагать носочками вперед-назад.)

И.п. — сед, ноги врозь, упор руками сзади, спина прямая.

Я платок возьму ногой (захватить платок правой стопой),

Поднесу его к другой. (Медленно перенести его к левой ноге.) Я несу платок, не сплю. Коврик я не зацеплю. Выполнить то же другой ногой.

И.п. — сед, ноги скрестно, правая нога сверху, руки на коленях, спина прямая, глаза закрыты.

Ноги скрестно мы сидели (надавливать на колени),

Но не пили и не ели. Спинки ровно мы держали (плечи назад, вытянуться вверх). И о чем-то все мечтали. Повторить упражнение, сменив ноги.

И.п. — сед на стуле или кровати, руки на поясе, спина прямая.

Эта ножка танцует. (Носочком правой ноги начертить кружок.)

Эта ножка рисует. (То же левой ногой.) Раз, два, три, четыре, пять! (Повторить правой и левой ногой.) Нарисуй кружок опять.

И.п. — сед на ковре, упор сзади, согнуть ноги, соединить стопы, спина прямая. Встретились два козленка, Два упрямых ребенка. (Приподнять ноги, давить стопами друг в друга.) Бодались, бодались, Сражались, сражались… Потом они устали. Играть вместе стали. (Опустить ноги, выпрямить, отдохнуть.)

И.п. — сед на стуле или кровати, упор руками о сиденье, спина прямая. Нарисуем мы ногами , как художники, руками. (Рисовать то правым, то левым носочком небольшие картинки в воздухе.) Это высший класс! Получается у нас.

И.п. — то же, на полу перед ногами расстелена простынка.

Соберу простынку ножкой. Словно ребрышки гармошки. (Собрать правой стопой простынку.) Разглажу быстро стопой. И соберу другой ногой. (Разгладить простынку, удерживая край.)

Игры для профилактики плоскостопия

Вдоль стен зала (группы) на полу разложены обручи диаметром 50 см. Дети строятся в круг, размыкаются на вытянутые в стороны руки. Идут вправо, меняя виды ходьбы по указанию взрослого: на носках, пятках, внешних сторонах стоп, высоко поднимая колени, скрестно, перекатом с пятки на носок и т.д. По сигналу «Дождь!» все останавливаются и дружно произносят:

Дождь пошел, и надо нам разбегаться по домам!

Каждый игрок бежит к обручу и встает на его обод, передвигается по нему боком (правым и левым) приставными шагами.

Дети садятся на ковер, упираются руками сзади в пол, переносят набивной мяч весом 500 г, захватив его ногами, то вправо, то влево и произносят: Я сейчас подъемный кран. Он на стройке великан. Груз тяжелый поднимает. Как построить домик — знает.

Сегменты дорожки раскладывают на полу в линию на расстоянии 30-50 см. Дети по очереди, шагая с сегмента на сегмент, переходят на другую сторону группы.

Дети ходят по ребристым дорожкам или между двумя шнурами, меняя виды ходьбы по тексту, и произносят:

Жарким днем лесной тропой (обычная ходьба)

Звери шли на водопой. За мамой-слонихой

Топал слоненок. (Ходьба широким шагом.) За мамой-лисицей

Крался лисенок. (Ходьба на носках.) За мамой ежихой

Катился ежонок. (Ходьба на пятках.) За мамой-медведицей

Шел медвежонок. (Ходьба на внешних сторонах стоп.)

(А. Екимцев)

Игра «Подъемный кран».

Дети садятся на ковер, упираются руками сзади в пол, переносят набивной мяч весом 500 г, захватив его ногами, то вправо, то влево.

Игра «Цапли».

Сегменты дорожки раскладывают по всей площади группы. Дети под бубен ходят между ними. По сигналу «Цапли!» все встают на сегменты на одну ногу (правую, при повторении — на левую), удерживая равновесие.

Игра «По кочкам».

Полусферы раскладывают по всей площади группы на расстоянии 30-40 см одна от другой. Дети мягко шагают с кочки на кочку на носках в одном направлении друг за другом. На две последние строчки речитатива стоят на кочке на двух ногах. После небольшого отдыха передвигаются на другую сторону группы

Игра «Космическая карусель». По углам группы (зала) кладут четыре обруча диаметром 70-100 см на расстоянии не менее 2 м от стены. Дети делятся на четыре подгруппы. Каждая встает на один из обручей (средней частью стопы), строясь таким образом в круг.

Все берутся за руки. По сигналу дети начинают двигаться по обручам в правую сторону приставными шагами — карусели вращаются. На свисток все перебегают на противоположную сторону, занимая другие карусели.

Команда, первая взявшаяся за руки и вставшая на обруч, получает очко.

Мы походим на носках,

А потом на пятках,

Мы идем, как ребятишки

И как косолапый мишка.

Для игры можно использовать дорожки.

Сегменты дорожки раскладывают по всей площади группы. Дети под бубен ходят между ними. По сигналу «Цапли!» все встают на сегменты на одну ногу (правую, при повторении на левую), удерживая равновесие.

Цапля на одной ноге, может час стоять в реке.

Сегменты дорожки раскладывают по кругу на расстоянии 50-70 см. Дети в носках под бубен бегут (прыгают галопом или с ноги на ногу, идут заданным способом) по кругу вправо или влево. На сигнал «Стоп!» они быстро встают на ближайший сегмент, топчутся на месте. Я бегу, бегу, бегу, Не споткнусь, не упаду! А услышу «Стоп!»— Сделаю топ-топ!

Дети идут в колонне по одному, чередуя обычную ходьбу и ходьбу на носках. Ча-ча-ча! (Обычная ходьба.) Печка очень горяча! (Ходьба на носках.) Чи-чи-чи! (И т.д.) Печет печка калачи! Чу-чу-чу!

Будет всем по калачу! Чо-чо-чо! Осторожно, горячо!

Для игры можно использовать дорожки.

Полусферы раскладывают по всей площади группы на расстоянии 30-40 см одна от другой. Дети мягко шагают с кочки на кочку на носках в одном направлении друг за другом. На две последние строчки речитатива стоят на кочке на двух ногах. После небольшого отдыха передвигаются на другую сторону группы.

Раз — шажок, два — шажок. Раз — кружок, два — кружок. Шагают носочки. С кочки на кочку. Раз, два, три, четыре, пять — Будут ножки отдыхать.

Дети прыгают на носке одной ноги, на каждую строчку меняя ноги. Кузнечик прыг да скок

С травинки на цветок.

С цветка на землю вмиг.

И снова скок да прыг.

Посередине группы кладут канат. Детям предлагают представить себя канатоходцами в цирке. Они идут по канату, стараясь шагать точно по нему. По канату я иду. Ни за что не упаду!

Дети кружатся на носочках, стоя на сегменте дорожки (вправо, влево) и стараясь удержаться на нем. Вот как кружится юла: Раз, два, три — и все дела.

Дети идут по дорожке, не разводя носков (можно выложенной шнурами, по следам).

Здесь глубокая трясина,

Вся вода покрыта тиной.

Есть лишь узкая дорожка.

Я шагаю понемножку.

Осторожненько пойду

И трясину перейду.

По углам группы (зала) кладут четыре обруча диаметром 70-100 см на расстоянии не менее 2 м от стены. Дети делятся на четыре подгруппы. Каждая встает на один из обручей (средней частью стопы), строясь, таким образом в круг. Все берутся за руки.

По сигналу дети начинают двигаться по обручам в правую сторону приставными шагами — карусели вращаются. На свисток все перебегают на противоположную сторону, занимая другие карусели.

Команда, первая, взявшаяся за руки и вставшая на обруч, получает очко. Выигрывает команда, получившая больше очков.

По группе раскладывают мелкие предметы (части конструктора, пробки, желуди). Детям дают коробки. Они ходят по группе, захватывают стопами предметы и собирают их в коробки.

Захвачу предмет стопой

И возьму его с собой:

Я несу, за ним слежу,

И в коробку положу.

Детям предлагают отправиться в зоопарк и изобразить, как ходят различные животные. Например: утки — ходьба на пятках, жираф — поднять руки вверх (шея жирафа) и идти, вытягиваясь вверх и т.д. Для игры можно использовать дорожки.

  • «Козлята» (молдавская народная игра).

Посередине группы двумя шнурами обозначают ров. Ширина его колеблется от 10 до 50 см. На одной стороне рва — дом козлят, на другой — полянка. Козлята идут на полянку, подходят ко рву.

Если хочешь быть здоров,

Прыгай с нами через ров!

Козлята перепрыгивают ров мягко на носках в том месте, где могут и идут на полянку. Бегают, прыгают, щиплют травку. На сигнал «Домой!» они возвращаются, снова перепрыгивая ров.

Дети парами садятся друг напротив друга, ноги сомкнуты в коленях и прижаты к животу, упор руками сзади в пол. Каждой паре дают мяч диаметром 20 см. Они ловят мяч руками, а толкают друг другу двумя ногами или одной (то правой, то левой).

Полученные результаты

  1. Укрепление у детей мышечно-связочного аппарата голени и стопы.

  2. Увеличение внимания родителей к профилактике плоскостопия как способа профилактики нарушений осанки и других заболеваний.

  3. Включение игр и упражнений для профилактики плоскостопия в план оздоровительной работы.

  4. Понимание ответственности педагогов за проведение работы по профилактике плоскостопия.

Источник: https://infourok.ru/uprazhneniya-i-igri-dlya-profilaktiki-ploskostopiya-doshkolnikov-3006941.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.